+7-977-967-35-56 rubicon.memory@gmail.com

Память и слух

Spread the love

0
(0)
Примерное время на чтение статьи: 10 минуты

  Слух — это один из основных органов восприятия окружающего мира, который фиксирует звуки и накапливает их в памяти. Слух позволяет нам получать и различать звуковые сигналы, узнавать информацию, общаться, наслаждаться музыкой.

   В этой статье мы рассмотрим эволюцию и строение органа слуха, природу и характеристики звуков, пороги и механизмы регулирования слуха, процессы кодирования и запоминания в памяти звуковой информации.

Эволюция органов слуха

   Орган слуха эволюционировал в процессе адаптации к различным условиям среды обитания и способам жизни. В процессе долгой эволюции человек утратил некоторые свойства слуха.

 Предполагается, что первые органы слуха появились у примитивных рыб, которые использовали их для обнаружения вибраций в воде. Позже, у некоторых рыб развились специализированные органы, такие как боковая линия и газовый пузырь, которые позволяли им воспринимать более сложные звуки и определять направление их источника.

эволюция органов слуха

 У земноводных и пресмыкающихся орган слуха стал более совершенным, поскольку они стали жить в сухопутной среде, где звуки распространяются по воздуху. У них появилась барабанная перепонка, которая служила для приема звуковых волн, и среднее ухо, которое служило для их усиления.

У птиц и млекопитающих орган слуха достиг высшего уровня развития, поскольку они стали использовать звуки для общения, ориентации и поиска пищи. У них появилась ушная раковина, которая служила для сбора и направления звуков, и внутреннее ухо, которое служило для анализа и кодирования звуков.

У человека орган слуха также адаптировался к его специфическим потребностям, таким как развитие речи, музыки и письма. В сравнении с далекими предками в процессе эволюции человек утратил способность к восприятию высокочастотных сигналов.

 Утрату чувствительности к звукам высокой частоты можно проследить в процессе онтогенеза. В эмбриональный период  у ребенка в процессе зарождения и формирования мозга в слуховом тракте закладывается три улитковых ядра для восприятия разного типа частот: низких, средних, высоких. В процессе развития человека сохраняются два ядра, воспринимающих низкие и средние частоты, а развитие нейронов интермедиального улиткового ядра не происходит. Новорожденный ребенок улавливает звуки частотой до 26 кГц, но по мере взросления он перестает реагировать на звуки высокой частоты, а диапазон восприятия частот сокращается до 16-18 кГц.

 Это говорит о том, что, видимо, в ранний период эволюции восприятие высокочастотных сигналов для наших далеких предков было жизненно необходимым, но уже на стадии приматов значение таких звуков перестало играть жизненную необходимость и, соответственно, произошли эволюционные изменения в органе слуха, останавливающие развитие рецепторов, воспринимающих высокие частоты. То есть в период рождения десяток таких клеток продолжают закладываться в улитке внутреннего уха ребенка, но в дальнейшем они не развиваются и погибают.

  Для беременных мам также важно знать, что ушная улитка начинает формироваться очень рано, ещё в 4-6-ти миллиметровом зародыше. К 7-й неделе после оплодотворения яйцеклетки в ушной улитке формируется один виток и полноценного закручивания достигает к 11-й неделе беременности – 2 и ¾ витка, которые сохраняются в таком виде и во взрослом возрасте. Окончательное развитие ушной улитки и её рецепторного механизма заканчивается к 25-й неделе внутриутробного развития. Чувствительность органа слуха возникает на 24-26 неделях внутриутробного развития, когда хрящики в среднем ухе превращаются в слуховые косточки. До этого времени, если ребенок и воспринимает звуки, то только через скелет, но не через органы слуха. По этой причине до 24-й недели беременности даже самые дорогие музыкальные репетиторы не помогут развить у ребенка слух, по причине отсутствие полноценно сформировавшегося слухового анализатора.

   Таким образом, орган человеческого слуха прошел многомиллионный период эволюционного развития, а в после появления homo sapiens, когда мы ассоциируем становление человеческих качеств у наших предков, слух адаптировался к устной и письменной речи, музыке.

Строение органа слуха

Орган слуха — это сложная система, состоящая из нескольких частей, которые взаимодействуют друг с другом, чтобы обеспечить восприятие звуков. Основные компоненты органа слуха — это ушная раковина, наружный слуховой проход, барабанная перепонка, среднее ухо, внутреннее ухо и слуховой нерв.

Строение органа слуха

    Ушная раковина — это видимая часть уха, которая имеет форму воронки и служит для сбора и усиления звуковых волн.

   Наружный слуховой проход — это трубка, которая соединяет ушную раковину с барабанной перепонкой.

    Барабанная перепонка — это тонкая мембрана, которая вибрирует под действием звуковых волн и передает их в среднее ухо.

    Среднее ухо — это полость, в которой находятся три косточки: молоточек, наковальня и стремечко. Эти косточки усиливают и передают вибрации барабанной перепонки во внутреннее ухо.

   Внутреннее ухо — это сложная структура, состоящая из улитки и полукружных каналов.

  Улитка — это спиральная камера, заполненная жидкостью и содержащая тысячи микроскопических волосков, которые реагируют на вибрации и преобразуют их в электрические сигналы.

   Полукружные каналы — это три трубки, расположенные под углами друг к другу и отвечающие за ориентацию и равновесие.

   Слуховой нерв — это нерв, который соединяет внутреннее ухо с мозгом и передает электрические сигналы, которые интерпретируются как звуки.

   Звуковой сигнал последовательно проходит все вышеперечисленные отделы органа слуха и после преобразования в электрический сигнал попадает в слуховой нерв.

   С возрастом чувствительность к частотам ниже 16 кГц постепенно снижается в результате отмирания рецепторных клеток внутреннего уха и нейронов в коре головного мозга (старческая тугоухость).

  Таким образом, орган слуха позволяет не только взаимодействовать с внешней средой посредством распознавания звуковых сигналов, но и накапливать в памяти различные звуки в виде словоформ и музыкальных мелодий.

Характеристики звуков

Звук — это физическое явление, которое возникает при колебании тел или среды, в которой они находятся. Колебания создают волновые движения молекул, которые распространяются в пространстве и переносят энергию от источника к приемнику.

   Звуковые волны могут быть различной частоты, амплитуды, формы и скорости, в зависимости от свойств источника и среды распространения.  

   Частота звука определяет его высоту (от низкого до высокого), а амплитуда — его громкость (от тихого до громкого). Звуки при одинаковой основной частоте могут различаться от разных его источников, чем достигается богатство оттенков звучания при игре оркестра. Звук от разных источников  и множество несвязанных между собой частот называют шумом, а звук одной частоты называют тоном.

Характеристики звуков

   Форма звука определяет его тембр (от простого до сложного), а скорость — его дальность (от близкого до далекого).

Звуки могут быть разделены на две основные категории: 

  • Гармонические звуки — это звуки, которые состоят из ряда частот, которые имеют определенное математическое соотношение друг с другом. Например, музыкальные звуки, такие как ноты, аккорды и мелодии, являются гармоническими, поскольку они образуются из комбинации основной частоты и ее кратных (гармоник).
  • Негармонические звуки — это звуки, которые не имеют такого соотношения и состоят из случайных или неправильных частот. Например, шумы, такие как грохот, свист, хлопок и т.д., являются негармоническими, поскольку они образуются из разнородных и непостоянных колебаний.

   Звуки могут быть также классифицированы по их источнику и природе:  механические (стук, скрип, звон и т.д.), аэродинамические (свист, шипение, дуновение и т.д.), гидродинамические (плеск, капание, журчание и т.д.), электромагнитные (гром, искра, радио и т.д.), термодинамические (кипение и т.д.), химические (взрыв и т.д.) и другие.

  Таким образом, звук как феномен физического явления имеет богатую палитру сигналов, различающихся по многим количественным и качественным характеристикам.

Пороги и механизмы регулирования звука

  Человеческий слух воспринимает звуки определенной частоты и силы. Конечно, слух каждого человека индивидуален, но существуют пороговые значения, установленные на большой выборке испытуемых.

  Слышимость звука зависит от звукового давления и его частоты. Здоровые люди воспринимают низкие и высокие частоты в интервале от 20 до 16 000 Гц и УЗД в интервале 4-130 дБ.

 Слух воспринимает порог различения силы звука двух тонов равной частоты  как неодинаково громкие, когда их УЗД различается на 3-5 дБ.

Пороги и механизмы регулирования звука

   Порог различения частот последовательно слышимых звуков в области 1 кГц составляет около 3 Гц.

 Когда 2 тона звучат одновременно, пороги слышимости каждого меняются. В результате при определенной частоте и уровне звукового давления один звук может маскироваться на фоне другого, что имеет практическое значение.  Например, человеческий разговор может маскироваться фоновым шумом, в результате чего становится непонятным для третьих лиц.

  Уровень громкости в 130 дБ вызывает боль в ушах и ведёт к обратимой утрате слуха — звуковой травме (временное повышение порога слышимости). Такой уровень громкости повреждает сенсорные клетки и нарушает микроциркуляцию в улитке. Даже меньший уровень громкости, к примеру, 95 дБ, при длительном воздействии может привести к звуковой травме. Лицам, слушающим музыку в наушниках в городских условиях при постоянно высоком уровне внешнего шума и пытающихся его перебить повышением звукового сигнала в наушниках, следует помнить, что громкость даже в 90 дБ ведёт к тугоухости и угрожает со временем потерей слуха. Если не принимать мер предосторожности, то длительные работы с аналогичным уровнем шума также разовьют тугоухость в течение нескольких лет.

    В среднем ухе имеются два противоположных механизма регулирования, влияющих на восприятие громкости:

  • Усиление звука — костно-тимпанальный аппарат, позволяющий улучшить слух на 10-20 дБ, что в зависимости от частоты характерно повышению воспринимаемой громкости в 2-4 раза. Происходит этот эффект в результате взаимодействия двух разных сред: в среднем ухе – воздушная, во внутреннем ухе – жидкостная, различающиеся по акустическому сопротивлению (импедансу). Костно-тимпанальный аппарат среднего уха «согласует»  импедансы обеих сред друг к другу, значительно уменьшая потери на их отражение на границе двух сред: воздушной и жидкостной. Этот эффект обеспечивается двумя способами: во-первых, площадь барабанной перепонки значительно больше, чем площадь соприкосновения у стремени. В результате того, что давление прямо пропорционально силе и обратно пропорционально площади, давление в овальном окне выше, чем на барабанной перепонке. Во-вторых, давление увеличивается под воздействием  изменения плеч рычага, создаваемого цепью косточек. В результате этих двух взаимосвязанных факторов вся система костно-тимпанального аппарата усиливает воспринимаемую слухом громкость звука.
  • Ослабление звука — защитный механизм от резких и очень громких звуков (гром, выстрел, взрыв и др.), который не позволяет оглохнуть. К молоточку и стремени прикрепляются мышцы (это самые маленькие мышцы в организме), которые рефлекторно сжимаются от громких звуков и ослабляют передачу звука на мембрану.  

Таким образом, воспринимаемый слух помимо физических характеристик имеет предельные пороги, характеризующие его механическую восприимчивость и пределы работоспособности органа слуха.

Кодирование звуков

Кодирование звуков — это процесс, в котором звуковые сигналы преобразуются в форму, которая может быть распознана, обработана и сохранена мозгом. Кодирование звуков происходит на разных уровнях, от периферии до центра, и включает в себя несколько этапов, таких как:

  • Трансдукция — это этап, на котором звуковые волны преобразуются в электрические импульсы в волосковых клетках улитки внутреннего уха. Волосковые клетки имеют разную чувствительность к разным частотам звука и посылают импульсы по слуховому нерву в зависимости от их стимуляции.
  • Фильтрация — это этап, на котором электрические импульсы проходят через различные структуры мозга, такие как мостсредний мозг и таламус, которые отбирают и модифицируют импульсы в зависимости от их значимости, контекста и внимания.
  • Анализ — это этап, на котором электрические импульсы достигают слуховой коры в височной доле мозга, которая отвечает за распознавание и интерпретацию звуков. Слуховая кора состоит из нескольких областей, которые специализируются на разных аспектах звука, таких как высота, громкость, тембр, локализация, смысл и т.д.
  • Интеграция — это этап, на котором звуковая информация связывается с другими видами информации, такими как зрительная, тактильная, вкусовая и т.д., а также с памятью, эмоциями, мыслями и т.д. Это происходит в разных частях мозга, таких как ассоциативная кора, гиппокампамигдала и т.д., которые обеспечивают более глубокое и полное понимание звуков.

Таким образом, кодирование звуков является важным процессом для человека, поскольку оно позволяет ему воспринимать, общаться, учиться, творить и наслаждаться звуками.

Запоминание звуков

Запоминание звуков — это процесс, в котором звуковая информация сохраняется в памяти мозга для дальнейшего использования. Запоминание звуков зависит от многих факторов, таких как тип, характер, смысл, эмоциональность, повторяемость, ассоциативность и т.д. Запоминание звуков происходит на трех основных уровнях:

  • Кратковременная память — это уровень, на котором звуковая информация хранится в течение нескольких секунд после ее восприятия. Кратковременная память имеет ограниченную емкость и подвержена забыванию, если информация не повторяется или не переносится на следующий уровень. Кратковременная память служит для поддержания внимания и ориентации в текущей ситуации. Например, когда вы слышите телефонный номер, вы можете его повторить про себя, чтобы не забыть, пока не наберете его.
  • Рабочая память — это уровень, на котором звуковая информация обрабатывается, анализируется, сравнивается, связывается для выполнения определенных задач. Рабочая память также имеет ограниченную емкость и подвержена забыванию, если информация не используется или не закрепляется на следующем уровне. Рабочая память служит для решения проблем, принятия решений, обучения и творчества. Например, когда вы слушаете лекцию, вы можете выделять главные идеи, сопоставлять их с вашими знаниями, задавать вопросы и делать заметки.
  • Долговременная память — это уровень, на котором звуковая информация хранится на длительный срок, от нескольких минут до всей жизни. Долговременная память имеет практически неограниченную емкость и стабильность, но может быть подвержена искажению, потере или восстановлению в зависимости от разных условий. Долговременная память служит для формирования личности, идентичности, культуры и истории. Например, когда вы вспоминаете свое детство, вы можете воспроизвести в памяти звуки, которые ассоциируются с вашими воспоминаниями, такие как голоса родных, музыка, шумы и т.д.

Таким образом, запоминание звуков является важным процессом для человека, поскольку оно позволяет ему сохранять, воспроизводить и использовать звуковую информацию для разных целей.

Вывод

   Органы слуха один из важных сенсорных органов, обеспечивающих связь человека с внешним миром, насыщенным огромной палитрой звуковых сигналов. В процессе человеческого развития эволюционные изменения слухового аппарата привели к эволюции мозга, ставшего способным воспринимать и редуцировать устную и письменную речь, использовать различную звуковую информацию. Развитие слухового восприятия существенно увеличило возможности мозга запоминать слуховую информацию и использовать её в человеческой деятельности. Знание устройства механизма восприятия и обработки звуковых сигналов позволяют выработать осознанные стратегии продления жизнеспособности структур головного мозга, отвечающих за восприятие и обработку слуховой информации.

Надеюсь, эта статья была полезной для Вас!😊

Познайте свой мозг и улучшите память!💪

Записывайтесь на базовый курс обучения «Мнемотехника»❤️

Подписывайтесь на наши социальные сети:

Насколько публикация полезна?

Нажмите на звезду, чтобы оценить!

Средняя оценка 0 / 5. Количество оценок: 0

Оценок пока нет. Поставьте оценку первым.


Spread the love
Наши социальные сети

Подпишитесь на нашу рассылку

Подписка новостей: конверт

Рубрики

Свежие записи

Ноябрь 2025
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
 12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930

Свежие комментарии

Нет комментариев для просмотра.

0 Комментариев

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *